Как развить память?

Хорошая память — это один из главных признаков высокого интеллекта. Кроме того, наличие отличной памяти весьма облегчает жизнь человека, особенно в современном мире, где главной ценностью является информация. В связи с этим сегодня многие задаются вопросом, как развить память, и можно ли сделать это самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам?

Что такое память?

Память — это психическая функция мозга, которая отвечает за сохранение нужной информации. По сути, память является отражением нашего жизненного опыта. Основана она на трех процессах: запоминание, сохранение и воспроизведение. В момент запоминания в нервных клетках коры головного мозга фиксируются определенные импульсы, образуя нервно-рефлекторные связи между клетками. Таким образом происходит как бы запись информации в мозг. Параллельно с данным процессом образуется также связь между новой частичкой информации и старыми «базами данных» в клетках коры головного мозга, это явление называют ассоциацией. Ассоциации —важнейшая часть процесса запоминания, именно благодаря им происходит долговременное сохранение информации. Сохраняются данные в виде энграммы — памятного следа в структуре нервной клетки.

Однако процесс долговременного запоминания связан не только с сохранением информации, но и ее воспроизведением в нужный момент. Именно этот процесс мы подразумеваем, изучая информацию на тему, как развить память. По сути, мы запоминаем практически все, что чувствуем, видим, слышим и ощущаем. Однако извлечь нужную энграмму — вот это как раз и может вызвать затруднение. Тренировка памяти помогает сделать связи между клетками с сохраненной информацией более плотными, что позволяет быстро и безошибочно «воспроизводить» воспоминания.

Существует несколько видов памяти. В зависимости от объекта запоминания память бывает:

  • словесно-смысловая — информация, которая запоминается на слух;
  • наглядно-образная — человек хорошо запоминает формы, цвета, оттенки, словом, все, что связано с визуальным восприятием;
  • моторная (двигательная) — память движений;
  • эмоциональная — запоминаются чувства, мысли и эмоции.

Способность к тому или иному типу памяти для каждого человека индивидуальна, но все мы в той или иной мере обладаем словесно-смысловой, наглядно-образной, моторной и эмоциональной памятью.

Согласно степени волевой регуляции, память делится на произвольную и непроизвольную. К первому типу относится процесс запоминания, к которому человек подходит сознательно, например, это может быть заучивание стихов, запоминание номеров телефонов, знаменательных дат и др. Непроизвольная память — это способность нашего мозга на бессознательном уровне фиксировать те или иные моменты жизни. Немаловажным аспектом является также длительность сохранения тех или иных воспоминаний. Различают кратковременную и долговременную память.

Факторы, которые негативно влияют на память

Прежде чем думать, как развить память, следует избавиться от того, что мешает данному процессу. К таким аспектам относят:

  1. Курение — даже если выкуривать 5 сигарет в день, то способность к запоминанию снижается на 40%.
  2. Алкоголь — чрезмерное употребление спиртосодержащих препаратов приводит к разрыву связей между нервными клетками, а это чревато потерей способности к восприятию новой информации. Кроме того, страдает и долговременная память.
  3. Стресс — стрессовая ситуация способствует выделению в кровь гормона, содержащего кортизол. Это вещество блокирует способность мозга воспринимать новую информацию, так организм страхует себя от будущих волнений и переживаний. Соответственно, происходит нарушение памяти.
  4. Недостаток сна — когда человек спит, информация, накопленная мозгом за день, упорядочивается. Происходит своеобразная «дефрагментация» нервных клеток. Недостаток сна нарушает данный процесс и приводит к тому, что происходит расконцентрация внимания, информация не сохраняется в определенной последовательности и надолго не запоминается.

Методы развития памяти

Исключив факторы, препятствующие развитию памяти, можно переходить к ее тренировке. Сегодня существует множество способов, посредством которых можно развивать способность мозга к запоминанию. К основным из них можно отнести следующие методы:

  • Последовательные ассоциации — для того, чтобы запомнить определенную информацию, следует мысленно оформить ее в рассказ. К примеру, требуется запомнить последовательность слов «муха», «варенье», «черника». Мысленно «рисуем» картинку, на которой муха садится на черничное варенье, и эти три слова сами собой откладываются в памяти.
  • Метод логических закономерностей — часто случается ситуация, что нам нужно запомнить определенные цифры, например, это 19, 18, 9, 10. Итак, допустим, участник эксперимента — юноша 19 лет, то есть первая цифра совпадает с его возрастом и легко им запоминается, чтобы получить вторую цифру, нужно отнять единицу. Если полученное разделить на два, в результате выходит 9. А если прибавить ту единицу, которую мы отняли, получаем искомое число 10. Такие логические ассоциации на самом деле можно легко придумать к любой последовательности чего угодно: цифр, геометрических фигур, имен и прочего.
  • Метод фонетических ассоциаций — метод часто применяют в ходе изучения иностранных языков. Любое слово на чужом языке, если подумать, можно «привязать» к звучанию родной речи. Безусловно, значения слов редко перекликаются, но зато, благодаря определенной ассоциации, хорошо запомнится сама фонетика иностранного языка.
  • ОЧОГ — метод запоминания, который широко распространен в Европе. Используют его преимущественно для запоминания текстов. Назван данный способ согласно его функциональным составляющим, то есть ориентировке, чтению, обзору и выделению главного. Европейские психологи предлагают запоминать информацию по такой технологии. Сначала нужно сориентироваться в тексте и понять его основную мысль, после чего еще раз внимательно перечитать информацию, затем — сделать ее мысленный обзор, выделяя смысловые моменты, и наконец, повторить про себя основные моменты рассказа.
  • Оживление — любые данные можно представить в виде знакомых предметов, живых существ и прочих понятных аналогов, к примеру, следует запомнить цифру «0», она отлично ассоциируется с бубликом, цифра «2» — со змеей и т.д.
  • Автобиографические ассоциации — чтобы информация надолго задержалась в памяти, лучше всего соотносить ее с чем-то знакомым и родным. Если нового знакомого зовут Борис, то к месту будет вспомнить Годунова или Ельцина.
  • Вхождение — с помощью данного метода хорошо запоминать различные исторические события и истории. Для того чтобы рассказ отложился в памяти, человек представляет себя непосредственным участником данных событий, словно проигрывая эту ситуацию и размышляя, как бы он повел себя на месте героя рассказа.
  • Метод Цицерона — император Цицерон часто выступал перед публикой. Чтобы запоминать свои длинные речи, оратор мысленно делил их на части и будто бы «закрывал» в одной из комнат дворца, запоминая последовательность таких комнат. А во время выступления он, «переходя» от комнаты к комнате, воспроизводил все части монолога.

Помимо научных методов, существуют различные вспомогательные технологии и рецепты, используя которые, можно улучшить показатели памяти. Как оказалось, на способность к запоминанию влияют некоторые запахи, к примеру, розмарин. Ученые центра University of Northumbria доказали, что эфирное масло розмарина помогает сконцентрироваться на определенной задаче, а это дает возможность без особого труда запомнить нужную информацию.

Благотворно влияют на память и регулярные физические нагрузки. Связано это с тем, что в ходе тренировки мышц повышается интенсивность кровотока, таким образом, мозг получает больше питания и, как следствие, становится способен к переработке большего потока информации.

Важно понимать, что развитие памяти, — кропотливый и долгий процесс, результативность которого зависит, прежде всего, от интенсивности приложенных усилий. Причем можно использовать вышеописанные способы тренировки памяти как по отдельности для решения определенной конкретной задачи, так и в комплексе для развития мозга. Специалисты советуют также в данный процесс внести элемент соревнования, допустим, можно в семейном кругу периодически проводить игры, ориентированные на улучшение памяти. Наша память напрямую связана с активностью головного мозга, а значит, ее тренировка — это необходимое условие для развития интеллектуальных способностей человека в целом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Интересные статьи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *