Как вести семейный бюджет?

После свадьбы наступают семейные будни, и одним из самых сложных экзаменов, стоящих перед молодоженами, является планирование семейного бюджета. По статистике, больше половины ссор в семье случается из-за денег, вернее, из-за их нехватки. Поэтому разумное распределение средств — это, зачастую, одно из условий семейного счастья.

Формы семейного бюджета

Чтобы решить, как вести семейный бюджет, нужно определиться с тем, кто будет казначеем, то есть ответственным за распределение финансов. В настоящее время выделяют три формы семейного бюджета:

  1. Общий кошелек — весьма распространенный в нашей стране метод ведения хозяйства. Согласно данной методике, все полученные деньги аккумулируются в одном кошельке, которым распоряжается жена (иногда и муж берет на себя данную миссию, но это, скорее, исключение из правил). Мужчине же с ведома жены выделяется необходимая сумма на проезд, сигареты, обед и т.д. Такой традиционный способ имеет как достоинства, так и недостатки. Положительная тенденция заключается в том, что тот член семьи, кто отвечает за закупку продуктов, оплату коммунальных услуг и прочие важные траты, под рукой всегда имеет нужную сумму средств, вторая же половинка семейной пары довольна тем, что сняла с себя ответственность за ведение бюджета. Однако на практике при такой системе домашних финансов рано или поздно назревает недовольство, так как муж не имеет собственных средств, а значит, вынужден либо уведомлять жену о каждой личной трате, либо хитрить, утаивая от нее часть средств.
  2. Раздельный бюджет — сегодня многие женщины зарабатывают не меньше, а иногда и больше мужчин. Если в семейной паре оба работающих человека, они могут выбрать раздельную форму ведения финансов. В этом случае, муж и жена выделяют определенную сумму из собственных доходов на ведение хозяйства, остальную же часть средств считают своими и тратят на собственные нужды. Однако такой вариант хорош только тогда, когда оба члена семьи получают приблизительно одинаковую заработную плату, либо вносят сумму в бюджет согласно процентному соотношению доходов каждого.
  3. Частично раздельный бюджет — такая форма ведения хозяйства сегодня очень часто встречается среди молодых пар. В этом случае каждый из партнеров кладет в семейную копилку большую часть дохода (70-80%), остальные средства он может тратить по собственному разумению.

 

Планирование бюджета

Выбрав форму распределения семейных финансов, остается решить, как вести семейный бюджет, чтобы на все хватало денег? Практика показала, что без тщательного планирования любая заработная плата может закончиться задолго до поступления новых средств. И вот тогда-то и начинаются семейные ссоры и выяснения отношений. Чтобы этого избежать, требуется задействовать систему разумного распределения финансов. Для записей можно использовать простую тетрадь, но удобнее это будет делать посредством специальной компьютерной программы или привычного всем табличного редактора Microsoft Office Excel.

Для начала таблицу разделяют на два раздела: доходы и расходы. В первый заносят ожидаемую сумму поступлений, учитывая основную заработную плату, дополнительный доход, материальную поддержку родственников, подарки и т.д. То есть по результатам подсчетов вы должны получить сумму, на которую вам придется рассчитывать, планируя расходы. Затратная часть семейного бюджета складывается из многих пунктов, которые подразделяются на обязательные, необязательные, а также незапланированные расходы. Прежде всего, из полученной суммы дохода нужно вычесть обязательные платежи, то есть те, которые должны быть выплачены в любом случае, даже в случае финансовых проблем. К таковым относят:

  • оплату коммунальных услуг;
  • оплату кредитов и займов (если таковые имеются);
  • оплату счетов за мобильную связь, интернет;
  • оплату школы, детского сада и прочие регулярные платежи.

После того, как обязательная часть расходов была учтена, остаток средств распределяют по такой схеме:

  1. Продукты питания — чтобы спланировать данный пункт, специалисты советуют в течение нескольких месяцев подсчитывать, какая примерно сумма требуется на их приобретение. Сделать это можно очень просто — взять за правило покупать продукты в супермаркете, сохраняя при этом предложенные чеки, а по истечению месяца подсчитать общую сумму.
  2. Бытовые вещи — сюда относят продукты обихода, домашнюю технику, одежду, словом, все то, без чего не обойтись в быту.
  3. Накопительные средства — такой запас необходим, если планируется крупная покупка или семья собирает средства на отдых. В накопительный фонд желательно отправлять от 10 до 20% суммы, которая осталась после вычета обязательных платежей.
  4. Неприкосновенный запас — если накопительные деньги откладывают до определенного момента, а после тратят на осуществление поставленной цели, то неприкосновенный запас используют только в случае форс-мажора. Как правило, в эту копилку откладывают 10% денежных средств.
  5. Траты на собственные нужды — оставшиеся деньги каждый из членов семьи может тратить по собственному усмотрению на то, чтобы сделать свою жизнь ярче и интереснее.

Такая схема распределения средств, безусловно, носит рекомендательный характер. Каждая семейная пара сама решает, какую часть заработной платы тратить на продукты, одежду или бытовые мелочи. Однако основную структуру данного плана лучше учитывать, ведь если в вашем доме всегда будет неприкосновенный запас и накопительный фонд, вы никогда не окажетесь в роли заемщика, которому нечем выплатить долг. А такая стабильность как нельзя лучше способствует укреплению семейного союза.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Интересные статьи:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *